Єпископ Новосанжарський Веніамін. "Засади старозавітного досвіду особистої молитви..."

 

ОСНОВЫ ВЕТХОЗАВЕТНОГО ОПЫТА ЛИЧНОЙ МОЛИТВЫ
КАК РАКУРС ХРИСТИАНСКОГО ИСИХАЗМА:

ПРОРОК ДАВИД И ПРЕПОДОБНЫЙ ПАИСИЙ ВЕЛИЧКОВСКИЙ

 
 

 Ваши Высокопреосвященство, Преосвященство,
дорогие отцы, братья и сестры – коллеги!

 

«Некий человек уронил дорогой жемчуг в море и, чтобы достать его, стал черпать ковшом воду. Морской дух вышел и спросил: «Скоро ли ты перестанешь?». Человек сказал: «Когда вычерпаю море и достану жемчужину». Тогда морской дух вынес ему жемчужину».

 Древняя восточная притча

 

 Около 3-х тысяч лет назад, некий человек, севший на престол правления небольшого ближневосточного государства, окинул взглядом прошедшую часть жизни. Он и раньше замечал нелинейную систему составлявшую его личное земное бытие, но какой-то очередной случай чудесного избавления от неминуемой смерти или смещения с трона привел к анализу всего жизненного пути. Он вспомнил скромное помазание на царство в юношеский период экзистенциальных поисков, которое стало поддержкой для дальнейшего движения вперед; удивился неразумному на первый взгляд выступлению на дуэльный бой в период своего же юношеского максимализма и… неожиданную победу; родство с царем посредством женитьбы на его дочери, хотя он должен был погибнуть, когда за бракосочетание потребовали добыть вено не менее опасное, чем бой с Голиафом; систематические победы во множестве боев с соседними племенами, зачастую с превосходившим противником; выживание в кругу дворцовых интриг и даже избавление от рук подосланных царем убийц; изгнание из Родины и выживание в обществе своих бывших противников – филистимских князей; скитание с небольшой группой преданных солдат в чужих землях, и, наконец, перманентное проживание в условиях дворцовых интриг своего же военачальника… Только незрячий или безрассудный не заметил бы бесконечной череды помощи от Кого-то. И Давид, озаренный в какой-то момент открытием заботы о нем на протяжении всей его сложной динамичной жизни, обретает сильнейшую жажду желания встретиться с этим Высшим Некто; и что крайне важно, не с Абсолютом, действия Которого, ввиду бесконечного величия, ожидаемо кажутся со стороны хаосом, ибо понятны лишь Ему, а с Богом, Который позитивно систематичен и заботлив, почти… как любящий человек: Кто я, Господи, мой Господи, и что такое дом мой, что Ты меня так возвеличил! И этого еще мало показалось в очах Твоих, Господи мой, Господи; но Ты возвестил еще о доме раба Твоего вдаль. Это уже по‐человечески, Господи мой, Господи! (2 Цар. 7:18-19). Открывшаяся «теорема заботы» Давида породила последовательное желания благодарить за опеку: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: Когда приду и явлюсь пред лице Божие!» (Пс. 41:2-3). «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, По Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной» (Пс. 62:2-3). Сила и настойчивость, с которой он пытается добиться непосредственной встречи, поэтические и исповедные молитвенные формы, какие он применяет осознано и подсознательно, наконец призывают Того, Кого он так долго ждал. Внутреннее состояние Давида хорошо отразил в своем 59-м трактате о молитве Евагрий Понтийский: «Если ты хочешь молиться, то испытываешь нужду в Боге, дарующем молитву молящемуся» [1, с. 181]. И Бог приходит к Давиду, принося из области трансцендентного весть, картину, набор «образов сквозь тусклое стекло» о Том, Кто придет для полного общения – и личного и природного. Именно тогда Давид начинает произносить и записывать пророческие псалмы – пик его монолога, трансформирующегося, благодаря вести о Христе, в диалог: «…Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него» (Пс. 2:12), «Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою… Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» (Пс. 21). Отец Александр Мень в своём труде «Исагогика» подтверждает, что в Псалтири отражены все этапы и аспекты мессианизма [2, с. 418-419]

 

Итак, последовательность раскрытия Давидова бытия принимает следующий порядок событий:

 

       человеческая честность, открытость, желание изменить окружающий мир к лучшему,

       защита Всевышним его, как персонифицированной потенции готовой к диалогу,

       констатация Давидом, через анализ своей жизни, заботы о нём Бога,

       долгий поиск живого диалога с Тем, Кто вышел ему на встречу и заботился о нём в пути, посредством устной и письменной молитвы,

       ответ Бога в мессианских пророчествах о Единственном Могущем спасти мир и привести в полное познание истины.

 

 

 Если высокое собрание думает, что я говорил только о Давиде – это будет несколько ошибочным представлением. Я говорил и о преподобном Паисие Величковском и большинстве исихастов. Это сродство подтверждается и практическим согласованием —достаточно вспомнить, что Новый Завет часто помещают в одном издании с единственной книгой Ветхого Завета — Псалтирью» [3, с.332]. 

 

Петр (будущий отец Паисий) имел достаточно идеалистичные представления и стремления. Именно это качество заставляло выбирать для чтения и уподобления святоотеческие творения повествовавшие об изменении корневой системы – человека внутреннего, а не трактаты посвященные внешним поведенческим формам. Живое свидетельство тому – показанное комиссии при поступлении в Киевскую академию глубокое знание святоотеческих книг. Ранний духовный перфекционизм Петра проявился и в неприятии системы духовного образования Киевской духовной школы середины XVIII века, в которой господствовала схоластика. Подобный внутренний конфликт был не чужд многим известным философам и богословам того времени. Внешняя форма благочестия ограниченная церковно-бытовым извергла и будущего святителя Игнатия Брянчанинова [4, с.65], и философа Григория Сковороду [5, с. 253]

 

Подобный внутренний диссонанс переживали почти в это же время на Западе Гегель и Шеллинг. Однако, в контексте западной культуры, последние, обучаясь на богословском факультете Тюбингенского университета, имея от своей профессуры не более чем набор традиционных консервативных вопросов и таких же традиционных ограниченных ответов, попытались дать свое живое философское осмысление, удовлетворявшее молодые ищущие умы [6, с. 26]. Восточному же христианству, более присущим всегда было не интеллектуальное, а духовное – сердечное насыщение непосредственной встречей с Носителем Мудрости и Истины. Оливье Клеман в своих «Истоках» вторит: «Мало-помалу, преодолевая свои второстепенные формы, молитва должна истощаться в ожидании Бога. Ждущая, сосредоточенная, любящая пустота» [7, с. 182]. «Пустота, при которой ничто внешнее не соответствует внутреннему напряжению», – как говорила Симона Вейль [8, с. 344]. Именно этот путь и проходит преподобный Паисий. Если бы его скитальческую жизнь поиска встречи с Живым Богом описать не в житийной, а исключительно романистической биографии, то она представит собой путь аутсайдера, что вновь являет собой парадоксальность пути «святого» на фоне «успешного». И это не удивительно, поскольку «..эта молитва, как огонь разжигает всего человека и приносит ему невыразимую радость и веселие, так что он от радости забывает об этой жизни и все в веке сем считает за сор и пепел…» [9].

 

Феномен как преподобного Паисия, так и царя Давида очевиден в самобытности молитвенного опыта; они пробившиеся посреди пустыни родники, обусловившие появление оазисов. «Первые годы пребывания прп. Паисия на Афоне — самые загадочные. Непонятно, как простой инок, не имеющий пропитания и пристанища, едва не умерший от голода и холода, вдруг становится вождем, старцем для других» [10, с. 19].  Героическое дело начать копать колодец там, где его раннее не было, и совсем другое, и, отчасти, рядовое, расширять каналами зону орошения. К последним можно отнести обучение умному деланию у опытного старца, который ведет тебя от общежития, через локальное малое общежитие, к отшельническому ограничению в постоянном своём духовном сопровождении. Епископ Порфирий (Успенский) в труде «История Афона» подтверждает: «Прежде всего он (преп.Паисий – прим. авт.) сам стал на путь духовного подвига: упражнялся в умной молитве, искал святоотеческие поучения, создал общину любителей духовного подвига. Здесь, в скиту, он развернул деятельность по сбору святоотеческого аскетического наследия и его переводу на славянский и молдавский языки. При этом он жил жизнью общины: вместе молился, вместе трудился, днем делал ложки, а ночью переводил отеческие книги с эллинского языка на славянский [11, с. 424]. Об этом просто рассуждать путем перечисления осуществлявшихся им трудов, но зная основную цель жизни монаха, можно смело утверждать искать сокровище без карты, зная лишь то, что его не может не быть, действительно логику этого мира может показаться не более чем блажью. Но зато открытие этого источника чьими-то колоссальными физическими, душевными и духовными усилиями становится спасительным для большинства прибегнувших к первооткрывателю, поскольку отвлеченная теория-рассуждение «как хорошо было бы, если бы все оказалось так!» и живой носитель-практик, с горящими глазами и сердцем, имеют разную ценность. «Подводя итог афонской деятельности отца Паисия и его сподвижников, можно сказать, что преподобный много потрудился в деле возрождения исихастской традиции. 17 лет подвизался он на Афоне и уехал оттуда с 64-ю учениками» [12, с. 125-133].  

 

Как пророк Давид, так и преподобный Паисий каждый по своему пришли логическим путем к безусловности существования Бога, проявлявшего Себя в их жизни. Как и большинство из нас в своих юношеских молитвах они на первых порах скорее всего не избежали в личной и общественной молитве художественных контуров то Восседающего на алтарном престоле, то Стоящего рядом в комнате, то Летящего «в облаках» Бога, однако со временем и они, и другие искавшие в истории исихии богообщения отцы, четко дали себе отчет, что это лишь создание субъективно-психологических образов. «Чем более проникается ум светом любви Божией, тем более он очищается, утончается, расширяется и наполняется строгими и прекрасными помыслами, которые Исихий Синаит сравнил с дельфинами. В самом деле, как дельфин своими прыжками сплетает воздух и воду, так и помыслы освященного ума соединяют человеческое и Божественное (известно, что для первых христиан дельфин символизировал Христа, единство в Нем двух природ)» [7, с. 182]. «Сердце, совлеченное воображения, в конечном счете производит в самом себе святые и таинственные помыслы. Это подобно тому, как над гладкой поверхностью моря видны всплески рыб и замысловатые прыжки дельфинов» [Исихий Синаит. Сотницы о воздержании и добродетели, 156 // Capita de temperantia et virtute - CPG, N 7862; PG. 93. Col. 1479-1544]. И, наконец, сопровождаемые непременным спутником исихаста – покаянием, они осознали, что желают всеми силами непосредственной встречи, и непрестанного общения как совместного бытия-диалога с Всезнанием, Вселюбовью, Всепричиной – Ответом всех ответов ума и сердца. И преподобные Паисий Величковский, и Григорий Синаит, и Григорий Палама, и Симеон Новый Богослов, и Феофан Затворник, и Силуан Афонский, и Паисий Святогорец, и Иосиф Исихаст были как раз теми, кто осознав необходимость и единственную важность этого поиска и нахождения, вышли искать с такой жаждой, что Он – Любящий и Чуткий, не мог не выйти им на встречу. Святой Дионисий Ареопагит находит вдохновляющий описательный образ этой модели: «…Если бы мы находились в лодке и некто, желая прийти нам на помощь, бросил бы нам концы каната, прикрепленного к скале, то, разумеется, не мы притянули бы скалу к себе, но сами, вместе с лодкой, устремились бы к ней. Вот почему.. следует начинать с молитвы: не для того, чтобы приблизить к себе Всемогущего, одновременно пребывающего везде и нигде, но чтобы предать себя в руки Его и соединиться с Ним…» [13].

 

При таком доступном пониманию каждого христианина алгоритме необходимости молитвенного самосовершенствования, на лицо переживание кризиса умного делания в XXI веке, особенно в священнической среде. За последние 5-7 лет количество вопросов звучащих в аудиториях и храмах от семинаристов о практике Иисусовой молитвы сократились до критического минимума. Предшествующая ей борьба с негативными помыслами, для внутреннего очищения не вызывает необходимости, а масса внешних суррогатов занимающих ум увеличивается в прогрессии и проходит беспрепятственно через «двери и окна» сердца почти сквозным потоком. Переживание Христовой констатации «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21) как реальности, заторможено. Последнее состояние стало уже естественным и приравнивается как мирянами, так и священниками к естественному. В то время как в Православии богослов априори должен сохранять чистоту мышления как для успешной проповеди так и духовнической практики, что в свою очередь достигается практическим следованием исихастской традиции.

 

Целью моего небольшого исследования не являлось углубление в исихастское делание, а установление его связи с древней молитвенной практикой, уходящей корнями в Ветхозаветную Церковь. Я ставил своей целью произвести историко-апологетическую идентификацию явления исихазма как не внезапно проявившегося движения в поздний период христианской эпохи, а практику берущую исток в Священной истории древнего мира. Её определение не могло быть четко определено, но распознавалось лишь насколько это было возможно вместить архаичному человеку. При такой популярности в современном мире универсальной формы Священного Предания как Писание, феномен молитвы и, тем более, такой сосредоточенной как умная и сердечная, следует в научном контексте базировать на опыте Священного текста, а в нем – на первом молитвослове – Псалтыри.

 

Хочется надеяться, что определенная в докладе историческая данность – непрерывное присутствие молитвенных устремлений верующих людей на протяжении всей Священной истории к Богу, как неотъемлемому элементу спасения, поставят современное студенчество Духовных школ перед бескомпромиссным путем молитвенного делания.

 

 Использованная литература:

 

 

1.      Евагрий Понтийский. О молитве, 59 // Клеман О. Истоки. – М.: Путь, 1994. – 384 с.

 

2.      Мень А., прот. Исагогика. – М.: Фонт имени Александра Меня, 2000. – 635 с.

 

3.      Сорокин А., прот. Введение в Священное Писание Ветхого Завета. - СПб.: Институт богословия и философии, 2002. 362 с.

 

4.      Соколов Л. Святитель Игнатий. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. – М.: Сретенский мон-рь, 2002. – 290 с.

 

5.      Огородник І.В., Огородник В.В. Історія філософської думки в Україні. Курс лекцій: Навч. посіб.- К.: Вища шк.: Т-во "Знання", КОО,1999. 543 с.

 

6.      Гулыга А.В. Шеллинг. – М.: Молодая гвардия, 1982. – 317 с.

 

7.      Клеман О. Истоки. – М.: Путь, 1994. – 384 с.

 

8.      Вейль С. Формы неявной любви к Богу. Пер. с фран. П. Епифанова. СПб.: Своё издательство, 2012.  510 с.

 

9.      Паисий Величковский. Крины Сельные. Слово 11. О молитве Иисусовой // Цит. по: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichkovskij/kriny-selnye/ Точка доступа: 23.11.2019.

 

10.Карасёв Н., прот.Преподобный Паисий (Величковский) и возрождение духовной традиции // Христианское чтение, № 5, 2018 г. – 264 с.

 

11.Порфирий (Успенский), еп. История Афона. М.: Даръ, 2007. Т. 1. – 1088 с.

 

12.Родионов О.А. Забытый памятник исихастской книжности XVIII в. О святоотеческой эрудиции преп.Паисия и его подходе к проблеме умного делания в целом // Афон в истории и культуре Христианского Востока и России. Каптеревские чтения 14. Сборник статей. М.: ИВИ РАН, 2016. 402 с.

 

13.Les Noms Divins. PG 3, 585-984 // ДионисийАреопагит. Об именах Божиих, 3, 1. Цит. по: https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areopagit/o-bozhestvennykh-imenakh/ Точка доступа: 23.11.2019.