Фрагменти з проповідей владики Іларія

Фрагменти з проповідей новопреставленого архієпископа Макарівського Іларія (Шишковського),

який ніс послух Керуючого Макарівським вікаріатством протягом семи років, з моменту утворення вікаріатства й до тієї миті, коли Всемилостивий Господь покликав його до Себе.

 

 

  • Рано или поздно все повторяют одну и ту же духовную дорогу: костенеют, остывают, начинают верить в то, что Бога можно пленить. Нет, Он свободен и учит этой свободе нас, поэтому мы должны помнить, что если мы станем свободны от греха, то и Он, свободный, будет тоже всегда с нами. Ибо Он любит нас, поддерживает, готов всегда разделить с нами всё: и нашу радость, и нашу боль. Но только если мы то же самое готовы разделить с Ним. Это и есть весь смысл христианства.

 

  • Часто недостаточно внешних формальных этических понятий, каких-то моральных моментов, а нужно преодолеть себя и даже выйти из себя, отречься себя, что Авраам сумел сделать, – и поэтому стал великим началом для всех верующих. Этого перехода, этой готовности отдать жертвенно всё, что есть у нас, Христу, ожидают от нас сегодня. Тот плод, который мы приносим, – это то, что мы можем действительно дать Христу, ибо всё остальное и так принадлежит Ему, но этот плод мы можем сами вырастить своими руками и отдать Богу – как нашу жертву, как нашу благодарность и признательность Ему за все, что Он посылает для нас. А совершил Он для нас самое великое – наше спасение, пришел на землю для того, чтобы умереть за нас, так как любил каждого из нас настоящей любовью. Любовью, которая не проходит. И если мы сможем ответить Ему тем же, то тогда действительно мир изменится.

 

  • Поэтому, дорогие мои, будем сегодня молиться о том, чтобы Господь укрепил каждого из нас, чтобы Он посетил наше сердце, чтобы Он всегда был нашим Другом, Помощником, тем сострадающим нам Господом, страданиями Которого мы с вами искуплены, стали новыми людьми, открыли своё сердце для Слова Господнего, которое говорит о двух важных и главных заповедях: возлюби Господа Бога твоего и ближнего твоего. Пусть Он сам нас научит искренне любить Его и нашего ближнего, чтобы плод милосердия произростал именно в нас, а потом во всех, кто окружает нас, для нашего спасения, радости, утешения в вечном Царстве Его.

 

  • Ибо часто христиане думают, что кто-то должен благовествовать, кто-то должен проповедовать, кто-то должен говорить. Но в действительности, если мы внимательно будем читать страницы Нового Завета, то увидим, что это призвание – всеобщее. Каждый христианин призван к благовествованию. Не просто к хождению в храм, где нужно отстоять Литургию, поставить свечу, поисповедоваться, причаститься… Только этого мало. Каждый из нас должен открывать свои уста для того, чтобы нести слово благовестия этому миру. Потому что это – желание нашего Бога, и Он хочет, чтобы все христиане свидетельствовали о Христе.

 

  • Действительно, никогда не стоит разделяться, потому что, я уже говорил об этом, разделение приносит в мир дьявол. Мы помним, как Апостол сказал, что мы говорим: «я Титов, Аполлосов», но мы все – Христовы. Христос всех нас родил Своим Духом, и этот Дух действует и дышит там, где хочет (Ин. 3,8). Мы должны всегда как христиане помнить тот урок, который был преподан ветхозаветным людям. Иудеи думали, что они навеки приняли Бога, заключили с Ним союз и будут держать Его в цепях, но этого не произошло. Потому что Бог дышит, где хочет. Пока Он считал это нужным и необходимым и ещё видел надежду и достоинство иудеев, чтобы среди них дышать, Он дышал. Когда Он увидел, что всё бесполезно – Он ушел. Поэтому мы должны понимать, что мы тоже не купили Бога, не захватили Его в плен, не заковали Его в клетку. Он среди нас, пока мы этого достойны. Не по грехам или по святости, а по нашей потенции, то есть готовности измениться. Пока Бог верит в нас – Он среди нас, но если Он увидит, что мы уже безнадёжны, Он может уйти от нас так же, как ушёл от иудеев.

 

  • Господь не принёс разделения в этот мир. Разделение приносит грех. Поэтому мы должны устранить, по крайней мере, стараться устранить грех, чтобы этого разделения было как можно меньше. Чтобы та любовь, которую дал Христос, становилась не мечтой, не желанием, а реальным наполнением нашей жизни. И сегодня, когда мы молились с вами за этой Божественной литургией, мы молились о всех нуждах этого мира. Ибо Литургия так и составлена, чтобы охватывать всех и вся. Чтобы в ней было слышно всё: и скорбь плачущего сердца, и радость и улыбку радующегося, потому что Бог – всё и во всём. Так пусть же это будет для нас памятным всегда, пусть Господь всегда дарует нам мысль о том, что мы с вами свидетели Христовы, что мы призваны для Его свидетельства. И пусть наш путь, каким бы он ни был, всегда будет путём верности Христу и верности Его любви.

 

  • Надо помнить, что очень точно сказано: в этом мире мы стали тоже разделяться. То мы греки, самые хорошие, то мы румыны, то мы молдаване, то мы ещё кто-то там, а во Христе все едины. Бог любит одинаково всех. Так же, как мы любим пальцы на своей руке; разве вы можете сказать, что мизинец вам не нужен? Отрубите его тогда. Или другой палец. И Христос никого не отбрасывает, Он всех любит одинаково. И в древности возникали споры о нациях, о превосходстве и о многом другом. Поэтому святые отцы говорили, забудьте все эти разговоры, потому что в христианстве нет ни скифа, ни эллина, ни иудея. Не важно, какой вы национальности, потому что у христиан есть только одна национальность – христианин. Вот моё гражданство. Если мы будем так думать, так верить и так жить, то мы сможем преобразить этот мир так, как мы в это верим, и как мы об этом думаем.